Зимняя сказка о Будапеште

Рубрика "Рассказы читателей" пополняется! Предлагаю вам, дорогие читатели, красочный и информативный фоторепортаж  Виктории из новогоднего Будапешта:

"Зимнюю сказку о Будапеште начну с рассказа о летней поeздке в Италию. Спросите: "причем тут Будапешт?" Муж хотел порадовать меня туристическим подарком на день рождения. И изучая маршрут, который пролегал через Венгрию и Австрию, а в большей части состоял из итальянских городов, я "утонула" в интернете. До подробного изучения достопримечательностей последних стран черёд не дошёл, так как я остановилась на Жемчужине Дуная (так красиво называют Будапешт).

Просматривая улицы, читая о памятниках и ресторанах Будапешта, собрался внушительный список интересных мест, которые, как оказалось, в экскурсионный маршрут не попали, а посетить их очень хотелось. Но об этом в другой раз в отдельном материале. Только вернувшись с этой поездки уже мечтали о повторной поездке в Будапешт, но уже без помощи туроператора. Настолько сильно он нас впечатлил, даже больше, чем Вена. Мы думали, что это случится в мае–июне следующего года, но судьба преподнесла подарок. Позвонил киевский друг, который ехал с семьей и друзьями в Альпы на лыжи, и предложил нам встретить Новый год не в Ужгороде, а в Будапеште, уж очень он компанейский товарищ и без шумной компании праздник не праздник.

Забронировав номер в готеле House Octogon (фото и описание готеля на букинге соответсвуют действительности) и освежив в памяти информацию о красивой европейской столице, ожидали поездки. Декабрь в Закарпатье оказался совсем не зимним месяцем, но в ночь отправления температура нас шокировала: –17о С, а Будапешт нас встретил хотя и морозным, но ярким солнечным днем и безоблачным небом.

Большинство венгерских названий на русский язык перевести невозможно, поэтому написаны на венгерском, это поможет вам при поиске памятников и зданий в интернете, на карте и на местности.

Основные достопримечательности Пешта: Венгерский Парламент, проспект Андраши, площадь Героев, городской парк Варошлигет с замком Вайдуханяд и купальнями Сечени, площадь Свободы, площадь Рузвельта с дворцом Грэшем и Академией наук, площадь Елизаветы с фонтаном, прогулочно–торговые площадь Вёрёшморти и улица Ваци, в конце которой находится нарядный Центральный рынок, еврейский квартал и Синагога, Западный и Восточный железнодорожные вокзалы, множество церквей и музеев, и конечно же очень красивые ажурные мосты.

Мы решили в этой поездке исследовать равнинную часть города – Пешт, а в следующей поездке, если она будет, более подробно исследовать холмистую Буду, а особенно гору Геллерт. Итак...

День первый, 31.12.2014 г. Приезд, поселение и прогулка от Октогона, мимо Оперы к Базилике Св. Иштвана на пл. Вёрёшморти и ул. Ваци, через еврейский квартал на площадь Ференца Листа в ресторан "Менза".

Комната в отеле

После поселения в отеле, мы, встретившись с друзьями на пл. Октогон Octоgon tér, пробежались компанией по улочкам, мимо Оперы к Базилике Святого Иштвана (Szent István–bazilika). Она своей красотой и величием поражает уже в который раз.

Опера, здесь не только нарядная елка и ларьки с едой...
но и сфинкс, охраняющий сани Санта Клауса

Это одно из самых масштабных и внушительных сооружений Будапешта. В свое время будапештские должники говорили: "Я расплачусь, когда достроят Базилику". Ее строительство продолжалось 54 года (18511905). Высота здания 96 м. А внутреннее убранство церкви... это не передать словами – надо увидеть воочию. Хотела увидеть главнейшую реликвию венгерской церкви – Святую правую руку короля Иштвана, которая хранится в капелле слева от алтаря, но эта часть церкви была ограждена от любопытных посетителей. В храме еще хранится самый важный документ Венгрии – "Право первого короля".

Праздничный алтарь

Читала, что за отдельную плату можно подняться к куполу на смотровую площадку, с которой открывается изумительная панорама города на 360°, но компания идею не приняла, и мы, посетив церковь, вышли на ярмарку.

Купол базилики

Перед Базиликой на Szent István tér, 1 потихоньку угасают огни рождественской ярмарки: огражденный каток - на радость детям в центре площади, большая елка, по периметру площади, на радость гостям города - ларьки с национальными кушаньями, алкоголем и сувенирами. Порции небольшие, персонал вежливый. Дорого, но ароматно и вкусно. Один только минус: горячей едой не успеваешь согреться, на морозе остывает моментально.

Ярмарка
Ларьки с вкусняшками
Базилика святого Иштвана

Далее нашу компанию я остановила на перекрестке Zrinyi и Oktober 6 utca, где невозмутимым взглядом за горожанами и гостями наблюдает бронзовый Блюститель порядка.

Блюститель порядка на перекрестке улиц

Zrinyi utca (улица Зрини) вывела нас на площадь Рузвельта (Roosevelt tér). Полюбовавшись видами Цепного моста, площадью и зданиями, помчались по Dorottya utca, которая вывела нас на самое любимое горожанами и туристами место отдыха и покупок, пешеходную площадь Vörösmarty tér в самом центре Будапешта, плавно переходящую в прогулочно–торговую улицу Ваци (Váci utca), где всё неоправданно дорого.

Например, магниты по 800 ft, по акции – 500 ft, а на Кároly krt без акции по 500 и больше выбор. В одном из ресторанов на улице Ваци хотя и не подали меню на родном языке, но нас обслужил ужгородец. А продавец сувениров нас удивил фразой: "я тозе из Украина". На ломаном русском он объяснил, что он марокканец, закончил Харьковский университет, а теперь в центре Будапешта работает. Улыбнула ситуация. Так что не бойтесь чуждого венгерского языка. Ваш ломаный английский или немецкий выручат вас, а старшее поколение венгров помнит еще советское время, поэтому ваш вопрос о помощи не останется не услышанным. Я коряво разговариваю по–венгерски, но сколько раз меня это выручало, да и венгры любят, когда к ним обращаются на родном языке, не откажут в помощи. Спрашивали, откуда приехала, видимо акцент меня выдает.

Vörösmarty tér окружена элегантными зданиями конца позапрошлого столетия. В центре ее среди деревьев — красивый памятник из каррарского мрамора известному венгерскому поэту–романтику XIX века Михаю Вёрёшмарти, сидящему в окружении народа. Зимой памятник укутан, его не видно, а вокруг него на площади расположена ярмарка. "Дом Жербо" (Café Gerbeaud) невозможно не заметить – это красивое белоснежное высокое здание, первый этаж которого занимает известная кондитерская "Жербо", основанная в 1884 году швейцарским кондитером Эмилем Жербо. Её посещение – нереально дорогое удовольствие.

Кондитерская Жербо на площади Вёрёшмарти

Тут наша компания разделилась, девушки ушли в обменник и пропали в магазинах на распродажах, а мужчины решили не мерзнуть и хотели зайти в кафе на углу площади, в начале улицы Ваци, "Hard Rock Cafe" (если быть более точной, то на Deák Ferenc utca 3–5). Но кафе было переполнено и они остановились в "The Duna Csárda Restaurant" на Váci utca 30, там снова наша компания собралась. И мы улочками еврейского квартала возвращались в центр.

Памятник на углу улиц Rumbach и Dob, 10, VII ker (Szabó Tamás, 1991), неподалеку от Большой синагоги, у входа в старое будапештское гетто – швейцарскому консулу в Будапеште (с 1942 по 1945 гг) Карлу Лутцу (Carl Lutz). Там бронзовая позолоченная фигура швейцарского дипломата ангелом парит над распростертым на земле евреем, протягивая ему руку спасения, и рядом бронзовая пластина со словами из Талмуда: "Кто спасет одну жизнь – спасет целый мир". Целиком это высказывание звучит так: "Человек – это целый мир, и тот, кто губит хотя бы одну душу [жизнь], губит целый мир. Тот же, кто спасает хотя бы одну душу [жизнь], спасает целый мир" [Мишна, раздел Санхедрин]. Да. Только ангелы с небес спускаются редко. Их работу обычно делают люди.

Памятник Карлу Лутцу

C Dob utca свернуть в Kis diófa utca, а за церковью Cвятой Teрезии повернуть на Hegedő utca, почти в конце улицы, на втором этаже, из окна выглядывает женщина в белом, а на балконе прохлаждается семейка "крейзи". Еще раз направо и в конце улицы будет видна площадь Ф.Листа. Этот район можно символично назвать "по следам Ф.Листа": среди клумб и вечнозеленых кустарников, в зарослях сидит застывшая в напряженной позе скульптура Ференца Листа под аркой. Недалеко музыкальная академия им. Ференца Листа и мемориальный музей Ф. Листа, открытый в квартире на первом этаже старой Академии музыки, где композитор проживал в свои последние годы (с 1881 по 1886). Коллекция музея состоит из подлинных музыкальных инструментов, мебели, книг, нот и др. В музее работает научно–исследовательский центр, занимающийся изучением творчества композитора, проводятся экскурсии на разных языках, также проходят концерты.

Памятник Ференцу Листу
Видимо слишком долгой была предновогодняя прогулка по Пешту, потому как излюбленный ресторан "Менза" (Liszt Ferenc ter 2) 31 декабря в 17.00 местного времени уже закрылся, как и некоторые другие на этой площади. Пришлось отведать раннего ужина, то ли позднего обеда в "Rézangyal Mediterrán Bistro" на Liszt Ferenc tér 10. Заинтересовало меня блюдо из творога, которое в меню значилось как десерт. Но официантка сказала, что его заказывают чаще как основное, потому что подают горячим. Это был огромный творожный гомбовец, который обваляли в какао или шоколадной стружке. Очень нежный, утопающий в сметанном соусе с абрикосовым сиропом, из–за чего было приторно. Я тоже готовлю творожные гомбовцы, но немного иначе. На Октогоне мы распрощались и ушли каждый в свой готель.

После небольшого отдыха и перекуса мы снова все встретились на Октогоне, чтобы встретить 2015 год, ради чего собственно и ехали в Будапешт. Выпили дорогого шампанского с икорными бутербродами, посмотрели фейерверки, покричали "Búék!". Разношёрстный народ собрался на площади, и афроамериканцы, и японцы, немцы и украинцы... Шумно и весело было, но мне как–то мало было фейерверков...

Когда закончились последние салюты, мы распрощались с друзьями, и решили перед сном еще прогуляться до площади Героев (Hősök tere), так сказать выгулять градусы. Когда ещё увидим Будапешт в праздничных огнях, да и спать совсем не хотелось. Прикупив еще провианта на обратном пути, вернулись в готель. День был насыщенным.

Немного о проспекте Андраши и площади Октогон. Начинается проспект Андраши от площади Героев, откуда стартует большинство туристических маршрутов и заканчивается на площади Деака и Елизаветы. Вечером все деревья на проспекте загораются иллюминацией, очень красиво.

Проспект Андраши занесен в список всемирного наследия Юнеско. Это не очень длинная улица, всего 2,5 км, условно делится на две разные части 8–угольной площадью Октогон. Пройти по ней до конца можно за полчаса, но сколько по пути можно встретить достопримечательностей.

Та половина, что ближе к площади Героев, сплошь состоит из старинных особняков. Здесь размещаются иностранные посольства, культурные центры и т.д. Часть этих особняков выставлена на продажу. Другая же половина, это бутики известных марок на первых этажах зданий, кафе и рестораны. Эдакие местные Елисейские поля. Отличный променад!

Второй день, 1.01.2015 г. От Оперетты к площади Свободы, до Парламента, по набережной к мосту Сечени на Дуно корзо.

В планах друга было расслабиться в купальнях Сечени. Но увы... Во время завтрака на Октагоне он сказал, что сын его заболел и их семья проведет весь день в номере, а мы остались без предводителя. Но тут я вспомнила о своем плане и мы с мужем отправились гулять по мной составленному маршруту. Карта города у нас осталась с прошлой поездки и венгерский нам не чужой. Так что в городе мы не потерялись, а нагулявшись, расспросили прохожих, каким метро добраться до отеля и благополучно вернулись.

Итак, весь день была мрачная серая погода, без осадков и не так холодно как вчера, но минус держался. Прогулявшись от Октогона по Andrássу ut повернули на Nagymező utca. Из–за большого числа оперных театров эту улицу прозвали "Пештским Бродвеем".

Перед фасадом здания театра Талиа (Thália Színház Mikroszkóp Színpad) на Nagymező utca 22–24, у столба, заметили бронзовую скульптуру "Театр", которую установили тут в 2004 году, через 2 года после того, как великий венгерский актер и комик Геза Хофи умер. В этом театре он работал до 1982 года.

Статуя имеет очень оригинальную задумку, она изображена в виде скелета женщины, облаченной в пальто и шляпу, держащую мужскую голову, а именно комика Гезы Хофи. Туловище комика тоже облачено в длинное пальто, из–под которого видно только ботинки, "парящие" над землей.

Скульптура Театр
Перейдя трамвайные пути, напротив здание под № 17, а напротив входа в Оперетту (Budapesti Operettszínház), на металлической скамейке, сидит бронзовая скульптура композитора Имре Кальмана. Закинув ногу на ногу, он курит сигару, будто рассматривая входящих в театр гостей. На краю скамейки ноутбук с открытой в Википедии страницей его биографии. Имре Кальман венгерский композитор, автор популярных оперетт, после смерти которого расцвет венской оперы завершился.
Скульптура Имре Кальмана

Другой конец улицы Nagymező выходит на Bajcsy–Zsilinszky út. Не доходя до Базилики, мы свернули на Банковую улицу и вышли на площадь Свободы (Szabadság tér). Глаза разбегаются от красоты зданий, которые ее окружают. Вот некоторые фото...

Национальный банк с барельефами по периметру здания и статуями над главным входом. Напротив него, через скверик, ОТР банк и салон Феррари. Отдохнув в этом скверике, мы прогулялись по Hold utca, не переставая удивляться: на фасаде какого–то госучреждения – бронзовая скульптура двух парящих в воздухе ангелов, почти напротив - огромное и красивое здание Венгерского казначейства с гербом, множество кафе и ресторанов, и даже в дождь девушка зазывала посетить один из них.

И как символичны памятники, установленные здесь. Например, Рейган, шагающий от Парламента по площади Свободы к памятнику советским воинам–освободителям (монумент со звездой). По левую сторону от памятника, перед Американским посольством, встретите мемориальную табличку, посвященную Карлу Лутцу, а далее скульптуру бравому Гарри Хиллу. В другом конце площади будет мемориал погибшим от фашизма в виде ангела и ворона, а перед ним, прямо на дороге, разложены фото и вещи погибших, газетные статьи, повествующие об этой трагедии.
Памятник Рейгану
Памятная табличка Карлу Лутцу
Мемориал погибшим от фашизма

Бывший дворец фондовой биржы Tőzsdepalota, позже штаб-квартира MTV, теперь здание пустует, на реставрации. Это неимоверно длинное здание не поместилось в кадр. Рядом интерактивный фонтан (в южной части площади, зимой не работает).

Здание № 15 – это СИБ банк, его фасад украшен скульптурной группой Лайош Кошут.

Здание под № 5-6 с барельефом – бывший банковский центр, а теперь офисный центр. В углу здания стоит бюст Széchenyi István (Сечени Иштвана).

Кажется на площади всё посмотрели. Очень хотелось зайти в кафе на Honvéd utca 3, но очень замерзли и не стали его искать. Зашли согреться в первое попавшееся кафе в улице, которое за спиной Рейгана – Vécsey utca 3, в "Budapest Bisztró". За 2 чая и 2 супа, плюс 10% чаевых, заплатили 4685 форинтов, 342 гривен, дорого. Чаевые обычно вынесены отдельной строкой в чеке.

Vécsey utca вывела нас на Vértanúk tere (площадь Мучеников) к скульптуре Надь Имре на мостике. Долго искать не пришлось, из кафе прямо к Парламенту. Имре Надь в 1956 году, во время народных волнений, был назначен премьер–министром ВНР, именно он поддержал и возглавил тогда восстание.

А далее перед нами открылось сердце Будапешта – площадь Кошута Лайоша (Kossuth Lajos tér) и дворцовый Парламент во всей красе. Это второе по масштабности здание, он высок как Базилика – 96 м, а длина этого сооружения, состоящего из 691 помещения, 268 м, ширина – 118, площадь – 17 745 кв. м.

Здание Парламента, задуманное в 1873 году после объединения Буды и Пешта, планировали построить к 1896 году, к 1000–летию обретения венграми родины. Но к этому времени успели возвести только центральную часть здания и купол. Государственное собрание впервые заседало здесь 8 июня 1896 года, в год тысячелетия обретения родины. Строили Парламент по проектам Имрэ Штендал с 1884 по 1902 г.г.

Памятник Имре Надь

Отовсюду виден этот сказочно красивый готический дворец на набережной с кружевными украшениями из камня, причудливыми фресками, скульптурами и мозаичными витражами окон. Это одно из самых красивых сооружений подобного рода в Европе. Здание Парламента — визитная карточка Будапешта, как впрочем, Базилика и ажурные мосты,

Парламент со стороны набережной
Центральный вход Парламента охраняют важные львы. Здесь дежурит караул. Бедные парни, оцепенев от мороза, неподвижно стояли как статуи, ветер заметал их снегом. По левую сторону от входа, на коне, сидит Ференц ІІ Ракоци – руководитель антигабсбургской венгерской национально–освободительной войны 1703–1711 г.г. Справа – памятник Яношу Кошуту, в окружении исторически значимых людей. Этот памятник двухсторонний, кому посвящена его обратная сторона, я не совсем поняла. Памятник Тиса Иштвану – венгерскому политическому деятелю, премьер–министру Королевства Венгрия.

Площадь Лайоша Кошута обрамляют здания Этнографического музея (Néprajzi Múzeum), с колесницей на крыше под № 12 и Министерство сельского хозяйства под № 11. С двумя скульптурами у входа в здание, выполненными Арпадом Шомодьи, которые называются "Жнец" (1956 г.) и "Женщина–агроном"(1954 г.).

Здание этнографического музея

Обойдя площадь Кошута Лайоша со множеством памятников и необычайно красивым дворцовым зданием Парламента, мы прогулялись к Цепному мосту и площади Рузвельта. По пути к набережной, на ступенях сидит грустный поэт Аттила Йожеф со шляпой в руке, раскидав свой плащ. Далее еще более грустный памятник – 60 пар чугунной обуви раскиданы на самом краю набережной, в память о растреляных здесь евреях в конце Второй мировой войны. Один из самых пронзительных памятников, еще более трогательный – это металлическая плакучая ива с именами погибших евреев на листьях во дворе Синагоги.

поэт Аттила Йожеф
А далее улицами на площадь Рузвельта – старейшую площадь Пешта. До начала XIX века она служила корабельной пристанью. На Пешт тихо спускается ночь, и город еще больше завораживает и манит ночными огнями гулять его улицами. Жемчужиной площади Рузвельта является неоренессансное здание Венгерской академии наук (Magyar Tudományos Akadémia), напротив которого возвышается бронзовый памятник ее основателю, графу Иштвану Сечени. Он, по задумке скульптора, смотрит в сторону другого своего детища – Цепного моста.

На основание Академии граф отдал весь свой доход за 1821 год. На вопрос, на что же он собирается жить, Иштван Сечени ответил: «Мои друзья меня поддержат». Особое внимание следует обратить на акацию возле памятника: возраст этого дерева составляет уже более 160 лет. На площади Рузвельта установлено еще два памятника выдающимся деятелям Венгерского государства: политику Ференцу Деаку (1803–1876), стороннику компромисса между Австрией и Венгрией, и реформатору венгерской системы образования Йожефу Этвешу (1813–1871), перед отелем "Интерконтиненталь". Именем реформатора названа улица, на которой мы проживали.

Венгерская академия наук
Памятник  Йожефу Этвешу и отель Интерконтиненталь
Памятник Йожефу Этвешу и отель Интерконтиненталь

Напротив Цепного моста расположено роскошное здание в стиле ар-нуво — дворец Грэшем, он необычайно красив в ночных огнях. Ныне в нем располагается самый дорогой и известный отель Будапешта "Four Seasons".

Грозные львы, охраняющие мост в Буду

Здесь, по правую сторону руки от отеля "Интерконтиненталь», начинается пешеходная набережная Дуно корзо с красивой архитектурой и забавными скульптурами.

Сразу за отелем располагается красивейшее здание дворца "Вигадо", где, начиная со дня его открытия в 1865 году и до нашего времени, проводятся балы и концерты. Здесь перед публикой выступали такие светила музыкального мира, как Ференц Лист и Иоганн Брамс. В скверике перед концертным залом – фонтан.

Дворец Грэшем - отель 4 сезона

А между отелем и остановкой второго трамвая на набережной Дуная установлена скульптура, которая объединяет современную Венгрию и Закарпатье – художника Игнатия Рошковича. Точная копия скульптуры была открыта в Будапеште в июле 2014 года. Оригинальная же скульптура была установлена в Ужгороде, в 2012 году, на набережной Ужа, которая во времена Австро–Венгрии носила имя художника, а теперь называется "Набережная Независимости".

Художник Игнатий Рошкович
А объединяет их то, что скульптуры установлены на фоне исторических в каждом городе комплексов зданий. В Будапеште – Королевского дворца, в Ужгороде – Кorona szalloda (отеля венгерской короны). В обоих - на мольберте работы с видом на главные мосты – пешеходный города Ungvar, и знаменитый будапештский Széchenyi lánchíd. И еще то, что Игнатий Рошкович расписывал фресками многочисленные храмы Европы, среди которых – базилика святого Иштвана в Будапеште, а в Закарпатье – Преображенский храм на Цегольне в Ужгороде и в с. Калиня Тячевского района. Работы известного закарпатского художника можно увидеть в королевском дворце столицы Венгрии.

Следующая скульптура на пешеходной набережной – "Маленькая королева", почему-то в шутовском костюме. Девочка сидит на ограждении трамвайных путей. Через несколько шагов на Vigadó tér, на краю клумбы, будет сидеть "девочка, играющая с собакой". Загляните собачке в глаза! Сразу захочется ее потрепать за ушком и поиграть с ней в мяч.

Еще в прошлой поездке меня поразили ажурные, как будто кружевные мосты, и изящные скульптуры, у которых как у живых людей видны на лицах эмоции, и можно рассмотреть мельчайшие детали... Как, например, скульптура Святого Иштвана в стенах Рыбацкого бастиона. И не удивительно, ведь скульптор скрупулезно изучал историю и работал над ней 10 лет. А скульптура на улице Доб. Сколько боли и страдания застыло на его лице!... В их числе и девочка, играющая с собакой. Казалось бы бронза, а может передать настроение, задор и игривость.
А архитектура... Не может быть просто дом на перекрестке улиц – это будет дом с колоннами, арочными окнами, скульптурами или еще каким-то удивительно красивым оформлением. А белоснежные Рыбацкий бастион на крепостной горе и смотровая башня Елизаветы на горе Янош переносят тебя в сказочную страну и ты совсем забываешь о том, что находишься в центре современного мегаполиса. И непередаваемо красивая панорама города открывается с этих гор, особенно в утренние часы, когда мегаполис только просыпается и улицы еще пустынны (воспоминание о поездке летом).

Замерзшие и уставшие побрели мы улицами в сторону отеля. Сил больше нет. Спросили у прохожих как добраться на метро с Кároly krt до станции Octоgon. И вскоре уже отдыхали в номере. Насыщенным и интересным был день. До завтра.

P.S. Билет на метро можно купить в билетном аппарате или в кассе рядом. У входа будет аппарат, который выдаст вам талон с номером вашей очереди. Над свободной кассой засветится табло с номером вашей очереди. Подойдите и скажите ваш конечный пункт, вам скажут цену. Билет нужно прокомпостировать и сохранить до конца проезда, так как на выходе из метро его могут проверить контролёры. Тогда не миновать штрафа. Но "наши зайцы" умудряются и тут ездить без билета.

Метро в Венгрии не помечены большой буквой М, потому что называется оно földalatti vasút. Жёлтая линия M1 – самая старая из четырёх линий Будапештского метрополитена, была открыта в 1896 году.

Третий день, 2.01.2015 г. День отъезда

Утром третьего дня в двери нашей комнаты постучали. Это была рецепционистка. После осмотра комнаты, мы отдали ей ключи и карточки, отключили отопление и через полчаса наперевес с сумками по Teréz körút, молча прощаясь с Будапештом, прогулялись к Западному железнодорожному вокзалу Nyugati pályaudvar на Nyugati tér. Честно говоря, я была разочарована, увидев здание вокзала. Грандиозное здание вокзала – детище Эйфеля, в жутком состоянии. А куда подевались лавочки из кассового зала? Купив билет и ожидая поезд негде даже присесть. Ужас. Пришлось ожидать поезд в соседнем торговом центре WestEnd. Но и там с трудом муж нашел столик. Увы, всем не удалось купить подарки.

В планах было посетить площади с фонтанами и покататься на разрекламированном рождественском трамвае. Но увы... Второй трамвай, который якобы должен быть празднично украшен, не был таковым, фонтаны если не укутаны, то не работают аж до апреля... Площадь Октогон, которая в Новогоднюю ночь всегда становится пешеходной, теперь была открыта для транспорта. И как оказалось, мы пропустили интересное лазерное шоу на площади Святого Иштвана. Жаль, но будет повод вернуться в Будапешт ещё раз.

На заметку путешествующим

Будапешт красив в любое время года и в любое время суток. Город освещен, поэтому запоминающейся будет как пешая прогулка по вечернему Будапешт, так и прогулка на трамвайчике по Дунаю. Конечно же не зимой.

Для тех, кто едет в Будапешт на один день или всего лишь на несколько часов, советую прокатиться на трамвае № 2 или 2A, цена проезда 300–400 форинтов, маршрут по стороне Пешта от Моста Маргариты с площади Jászai Mari tér до Petőfi hid. Таким образом, за время 20 минутного проезда трамваем вы увидите основные достопримечательности Пешта, Дунай и Будайскую сторону города.

Путешествующим зимой советую брать теплую и непромокаемую одежду и обувь, зонт, фото- и видеотехнику, которую можно установить на штатив, а для ночных съемок - специальный объектив и спусковой тросик для качественной фотосъемки, так как сложно фоткать замерзшими пальцами. И напишите список ресторанов по вашему маршруту, где сможете согреться и недорого покушать.

Карту города можно взять бесплатно на рецепции в вашем отеле или купить в киоске (книжном магазине).

А чтобы прочитать карту и не потеряться в городе, вот несколько пояснений:

Город Будапешт разделен на 21 район.

Район – kerület. utca или ut – улица, tér – площадь, hid – мост.

Étterem – Vendéglő – ресторан. Pizzéria – пиццерия. Csárda – чарда, ресторан национальной кухни с живой музыкой. Kifőzde – ресторан быстрого питания, фаст-фуд. Kávézó – кофейня, кафе. Cukrázda –кондитерская.

Наш пеший маршрут охватил такие районы города, как:

5 админокруг V. kerület, Lipótváros:

• Площадь Мучеников (Vértanúk tere)– скульптура Надь Имре (Nagy Imre) на мостике.
  • Площадь Кошута Лайоша (Kossuth Lajos tér): дворцовый Парламент (Országház); памятники; здание Этнографического музея (Néprajzi Múzeum) с колесницей на крыше под № 12; здание Министерства сельского хозяйства под № 11; памятник поэту Аттила Йожефу на ступенях.
  • Набережная Дуная  - Cipők a Duna-parton (60 пар чугунной обуви на набережной).
  • Кафе-музей-магазин антикварной мебели на Honvéd utca 3.
  • Budapest Bisztró на Vécsey utca 3 (дорого).
  • Площадь Свободы (Szabadság tér) – много красивых зданий и интересных памятников.
  • Базилика Святого Иштвана (Szent István-bazilika) на Szent István tér, 1.
  • На перекрестке Zrinyi и Oktober 6 utca – скульптура «Блюститель порядка».
  • Площадь Рузвельта (Roosevelt tér): красивая архитектура, памятники, Цепной мост им Сечени.
  • Пешеходная набережная Дуно корзо (Duna korzó) с красивой архитектурой и забавными скульптурами.
  • Пл. Вёрёшморти (Vörösmarty tér) – красивый памятник поэту-романтику XIX века  Михаю Вёрёшморти, сидящему в окружении народа. "Дом Жербо" (Café Gerbeaud).
  • Улица Ваци (Váci utca): "Hard Rock Cafe" на Deák Ferenc utca 3-5, "The Duna Csárda Restaurant" на Váci utca 30 (округ Бельварош Belváros).
  • Площади Деака и Елизаветы (Deák Ferenc tér и Erzsébet tér).

6 админокруг VI. kerület, Terézváros:

• Проспект Андраши (Andrássy út): Оперный театр со сфинксами и статуями композиторов на Andrássy út. 22.
  • Площадь Октогон (Octоgon tér).
  • Nagymező utca: "Будапештский Бродвей" и скульптуры.
  • Площадь Ф.Листа (Liszt Ferenc tér): скульптура Ф. Листа под аркой, музыкальная  академия, рестораны "Менза" и "Rézangyal Mediterrán Bistro".
  • Западный железнодорожный вокзал Nyugati pályaudvar на Nyugati tér и торговай центр WestEnd.

7 админокруг VII. kerület, Erzsébetváros:

• Еврейский район – памятник на углу улиц Rumbach и Dob, 10 – Карлу Лутцу. Большая синагога. Много кошерных ресторанов.

Площадь Героев (Hősök tere) и купальни Сечени (Széchenyi Gyógy- és Strandfürdő) -  XIV округ.

Вот таким было наше сказочное путешествие по зимнему Будапешту. До встречи в следующем рассказе!"

Виктория Артимович,

Украина, Ужгород

Поддержите блог взносом на развитие!

Подпишитесь на новости блога и получайте заметки первыми!

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Write a comment

Comments: 7
  • #1

Александр (Thursday, 22 January 2015 18:32)

Спасибо большое за интересный рассказ. Много раз бывал в Будапеште весной,летом, осенью, а зимой не приходилось. В Будапешт можно приезжать много раз и каждый раз открывать для себя много новых интересных мест. Замечательный город.

• #2

Sivila (Friday, 23 January 2015 08:59)

А "от куда " Вы не плохо знаете венгерский, если не секрет ?

• #3

Валерий (Friday, 23 January 2015 11:11)

Большое спасибо за экскурсию! Хорошо бы её ещё озвучить для смартфона. Если Вы это сделаете, то мы могли бы Ваш текст перевести на международный язык Эсперанто и тоже озвучить. Туристы из России и других стран были бы Вам очень благодарны. Единственное замечание по Вашей экскурсии: надо было бы сделать фото не Рейгана, который вместе с Горбачёвым лишили нас с Вами Родины, а памятник тысячам советских воинов, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы с Вами и венграми радовались Будапешту и Венгрии. И художественно, и исторически, и архитектурно, насколько я помню, и площадь и памятник на ней смотрятся куда более интереснее, чем изваяние американского актёра.
    С уважением, Валерий Сипович

• #4

Виктоия (Friday, 23 January 2015 17:45)

Sivila, не секрет, но вы невнимательно читали рассказ. Я упоминала Закарпатье, а в подписи - Ужгород, в рассказе я проводила параллели между Закарпатьем и Венгрией. Закарпатцы, в своем большинстве, знают венгерский, т.к. эта территория когда-то принадлежала Австро-Венгрии.

• #5

Виктория (Saturday, 24 January 2015 11:52)

Sivila, Закарпатье когда-то было в составе Австро-Венгерской империи, поэтому тут многие знают венгерский, а в Берегове и Виноградове в госучреждениях документы печатают на 2 языках, разговаривают на венгерском, вывески и указатели в городе на венгерском. В некоторых селах люди по-немецки общаются между собой и даже служба в церкви - на немецком. Венгерский Дебрецен и Ужгород очень похожи архитектурой и липовыми аллеями. Каждый период оставил отпечаток на Закарпатье: Венгрия, Чехия, Советский союз...

• #6

Olga (Wednesday, 28 January 2015 14:34)

Экскурсия получилась просто замечательная, много полезной информации и фотографии очень красивые. С удовольствием почитала, а то я в Будапеште была только проездом. Спасибо.

• #7

Елена (Friday, 30 January 2015 14:23)

С удовольствием побывала бы там на экскурсии.