Второй день наших каникул в Будапеште был плотно насыщен событиями. Погода - сказочно теплая, настроение - приподнятое, успели мы много чего: прогуляться по площади Свободы, дойти до Парламента, заглянуть в кафешку и выпить по бокалу вина, прокатиться с ветерком на кораблике по Дунаю, а затем неспеша, за доброй беседой, пообедать в ресторане. А еще успели перед вечерним концертом в уютной кондитерской полчасика отдохнуть за чашечкой чая (от свежайших пирожных тоже не смогли отказаться, как не старались:)). Более подробно о наших дневных приключениях читайте в следующих заметках, а сегодня - рассказ Светланы о посещении нами Музыкальной академии Ференца Листа:
"Поход вечером в консерваторию был приятным и достойным завершением музыкальных будапештских каникул. Вообще весь тот день состоял из подарков и сюрпризов, преподносимых погодой,
случаем и везением (об этом Наташа поделилась с вами и еще расскажет в следующих заметках). И тот вечерний концерт очень хорошо вписался в общую картину дня.
После Оперы в консерватории всё уже казалось знакомым, так как материалы, цветовая гамма, роскошная золотая отделка внутри этих зданий перекликаются между собой.
Собственно, это наше впечатление подтверждает и история консерватории, подробно рассказанная на сайте www.zeneakademia.hu (здесь же онлайн приобретаются билеты на концерты).
Я по привычке пишу «консерватория», хотя на самом деле с 1925 года она носит название «Музыкальная академия Ференца Листа» и представляет собой сегодня ведущее высшее музыкальное учебное заведение Венгрии. Соответственно, кроме привычного концертного центра, имеет в своём составе музыкальное училище имени Бартока (знаменитого ученика, а позднее и профессора этого училища), музей и исследовательский центр Листа. Точка отсчёта – 1875 год, основатель – Ференц Лист, директор – Ференц Эркель. Первое здание, к сожаление, не дожило до наших дней. Второе, на проспекте Андраши, было построено в 1879 году, в нем же находилась квартира Листа, откуда одна из дверей открывалась прямо в концертный зал. В этом здании сейчас исследовательский центр и музей-квартира с рукописями, книгами и вещами, помнящими Маэстро.
В консерватории всего два концертных зала: Большой зал на 1200 мест (для сравнения – в Большом зале Московской консерватории 1737) и Камерный зал на 400 мест.
Нынешний адрес - Liszt Ferenc tér 8, VI район – Академия имеет с 1907 года. Это дворец, построенный в 1904-1907 годах по проекту Кальмана Гиргля и Флориша Корба. Скульптура Ференца Листа (автор — Алайош Штробль) по праву украшает главный вход, на её постаменте 6 барельефов работы Эде Тельча, посвященных истории музыки. Стиль модерн главенствует и внутри, и снаружи.
Внутри особенно ощущается австрийский модерн – сецессион: изобилие позолоты (привет от Климта))), преобладание цветов терракота и змеевика, дуэт чёрного с золотым, растительные орнаменты, отделка природным камнем, аполлоническо-дионисийские декоративные мотивы, сочетание несочетаемых элементов. Фойе второго этажа поражает фреской «Источник молодости» работы Аладара Кёрёшфёи-Криша из Гёдёлёского общества художников. Одним словом – Храм. Утопаешь в красоте, роскоши, излишестве и ждёшь сказку…
Но вернёмся к концерту. Надо сказать, что сам концерт был выбран неслучайно. Ещё только намечая план наших каникул и изучая программу, мы с радостью обнаружили выступление Изабель Фауст, знаменитой немецкой скрипачки, не раз бывавшей в Будапеште и обожаемой венграми.
Мы были на её концерте год назад и так же, как будапештцы, попали под её очарование. Она хорошо известна и российской публике. Выступала в Большом зале консерватории, в Московском доме музыки, принимала участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера». Про неё говорят, что она любит современную музыку и обладает настолько безупречной техникой, что её боятся критики))))) Иначе и быть не может: солистка, играющая с лучшими симфоническими оркестрами мира, и должна быть виртуозом. Да и скрипка у неё соответствующая – «Спящая Красавица» Страдивари 1704 года, любезно предоставляемая ей L-Банком земли Баден-Вюртенберг.
«Её игра полна страсти, твёрдости и энергии, но в то же время обезоруживающей теплоты и нежности, способных раскрыть скрытые в произведении ноты лиризма…» (NYT)
На этот раз она выступала с Симфоническим оркестром Штутгартского радио, дирижировал которым 75-летний швейцарец Хайнц Холлигер, как пишут, лучший гобоист в мире. Тоже харизматичная личность, под стать солистке. Специально для него писали музыку многие композиторы, в том числе и наши, - Альфред Шнитке и Эдисон Денисов.
Но - ближе к делу. Итак, программа концерта:
1-е отделение
Шуман. Увертюра к «Манфреду» ор.115
Шуман. Фантазия для скрипки с оркестром ор.131
Холлигер. Обработка Дебюсси
2-е отделение
Барток. Концерт для скрипки с оркестром № 1 BB 48a
Дебюсси. «Образы» для оркестра. №2 - «Иберия».
Надо сказать, что произведения для концерта были подобраны очень тщательно, с учётом вкусов и пристрастий главных действующих лиц – солистки, дирижёра (а по совместительству композитора) и публики. Ну, во-первых, и солистка, и дирижёр дружно любят Шумана. В одном интервью Холлигер даже признался: «С 15 лет я помешан на Шумане… Я дирижирую Шумана настолько много, насколько могу». Во-вторых, дирижёру дали исполнить своё произведение. Ну, и в-третьих, какой же венгерский праздник без Бартока?)))))
В общем, всё сошлось как нельзя лучше! Изабель неистово и самозабвенно играла на «Спящей Красавице», «молодой композитор» с удовольствием и трепетом исполнял «своё», а публике только оставалось окунуться в поток всеобщего счастья и гармонии.
Безусловно – вечер удался!"
Автор, Светлана Сазанова
Кестхей
Поддержи блог ссылками в социальных сетях. Поделись заметкой с друзьями!
Публикации на эту тему
- Два дня в Будапеште. Часть первая. Программа, билеты, ресторан и наш отель
- Два дня в Будапеште. Часть вторая. Музей изобразительных искусств
- Два дня в Будапеште. Часть третья. Мемориал жертвам немецкой оккупации на площади Свободы
- Два дня в Будапеште. Часть четвертая. Венгерский государственный оперный театр
Write a comment
Оливия (Thursday, 13 November 2014 17:32)
Спасибо, девочки! Вы большие умнички. Захотелось к вам в компанию. В Опере были, а вот про Академию не слышали ранее. Обязательно спланируем поход в венгерскую консерваторию. Билеты правда никогда через интернет не покупали. Не знаю, как это делается. Думаю, что трудновато разобраться будет. Надо пробовать.
Александра (Thursday, 13 November 2014 22:45)
Светлана, спасибо за музыкальный репортаж! Посоветуйте, на какой концерт в Академию сходить. Мы будем в Будапеште десять дней с 20 января следующего года. Буду признательна за подсказку!