Аэропорт Хевиз-Балатон. Грустные впечатления

Прочитав заголовок заметки, логично задать вопрос, который первым приходит в голову: "А почему грустные?" Да, действительно почему? Многие из вас наверняка слышали об этом небольшом аэропорте, который принимает международные рейсы, в том числе из России. Кто-то уже знает о нем не понаслышке, а благодаря личному опыту. То, что аэропорт находится недалеко от озера Балатон и озера Хевиз и одноименного курорта, делает его безусловно привлекательным для туристов, желающих отдохнуть здесь. 

Вспомним несколько исторических фактов. Еще в период с 1940 года здесь, рядом с местечком под названием Шармеллек, располагался военный аэродром. В 1957 году между Венгрией и СССР было подписано соглашение, на основании которого советские войска (ЮГВ) находились на венгерской территории в период с 1956 по 1992 годы.

 

В состав ВВС Южной группы войск входил, в том числе, и пятый истребительный авиационный полк, дислоцирующийся рядом с поселком Шармеллек. Полное название полка: "Пятый гвардейский Берлинский истребительно авиационный полк орден Богдана Хмельницкого". Здесь много лет был советский  военный аэродром.

 

Наши военные построили на аэродроме бетонную взлетно-посадочную полосу длиной в две тысячи пятьсот метров, так называемую "бетонку" в несколько метров толщиной, которая используется до сих пор. В те советские времена, на данном военном аэродроме , в специальных ангарах, базировались самолеты Миг-21, -23, а позднее и Миг-29.

 

Естественно, здесь же, располагались все технические и вспомогательные службы, а также необходимая инфраструктура. Жилые дома для военнослужащих и их семей, школа, детский садик, магазин, столовая, клуб. Это была полностью автономная военная база. 

 

В Шармеллек была выведена ж/д ветка и авиатопливо поступало сюда без проблем и перебоев, что очень важно, ведь только один полет мига-истребителя может съесть несколько тонн топлива. По железной дороге поставлялись продукты на базу, запчасти и все необходимое для автономной жизни авиаполка. 

 

Весной 1989 года, в связи с так называемым односторонним сокращением вооруженных сил начался постепенный вывод советских войск из Венгрии. В марте следующего года было подписано соглашение о конкретных срока вывода советских войск из Венгрии. Согласно договоренностям между Венгрией и СССР в срок до тридцатого июня должен был выведен весь личный состав, техника и матсредства.

 

Так в 1990 году закончилась история существования славного героического авиационного полка, принимавшего участие в берлинской наступательной летней операции во время Великой Отечественной войны и имевшего множество заслуженных боевых наград. Личный состав и все самолеты были выведены в Николаевскую область, в населенный пункт под названием Мартыновка. Следом, очень скоро наступил развал СССР...

После ухода наших военных венгры длительное время не использовали  покинутую военную базу. Жилые дома и подсобные помещения постепенно пришли в плачевное состояние. Первые несколько лет здесь еще была организована охрана. Когда ее не стало, постройки и жилые дома (окна, двери, сантехника) были просто разворованы местными жителями.

Вот в таком неприглядном состоянии сейчас находятся объекты былой инфраструктуры, прилегающие к международному аэропорту Хевиз-Балатон, который используется в настоящее время для гражданских целей.

Мы были здесь несколько дней назад. Фото свежие, июль 2014 года. 

Дорога в аэропорт Хевиз-Балатон оставляет не самые приятные впечатления. За окном автомобиля, покошенные, словно пьяные столбы, железная сетка ограждения и колючая проволока. А за забором зоны отчуждения заброшенные, обшарпанные здания без окон и дверей, да бункеры, покрытые бурьяном и некошенной травой. 

Когда мы подъехали к зданию аэропорта, настроение наше не улучшилось. Будучи еще под впечатлением от грустной картинки, увиденной по дороге, я зашла в здание. Двери автоматически открылись, и тут на меня просто обрушилось море ярких рекламных щитов с информацией, предназначенной для туристов и путешественников.

В маленьком внутреннем пространстве аэропорта налеплено такое огромное количество рекламных плакатов, что остальные важные его составляющие отходят на задний план. Такое впечатление, что местные рекламодатели  (турфирмы, агенства недвижимости, отели и фирмы по аренде авто, трансферам и пр.) соревнуются между собой, кто больше займет рекламной площади, тот и круче :)

А как это рекламное нападение действует на путешественников, никто из них видимо и не задумывается. Плюсом для закрепления результата воздействия на туристические мозги служат огромные кричащие рекламные билборды турфирм, стоящие вдоль мрачно-тоскливой дороги из аэропорта. Я их фотографировать не стала, рука на них не поднимается, настолько нелепо они смотрятся на фоне заросших бурьяном окрестностей с колючей проволокой и покосившимися столбами и заборами. Желание было одно, поскорее уехать отсюда....  Интересно, а как такую дорожную картинку воспринимают туристы, прилетевшие впервые в Венгрию на Балатон?

Ну хватит о грустном. Это мои личные впечатления и только. А теперь немного полезной информации. 

 

Сайт аэропорта (на четырех языках): http://www.hevizairport.com/ru

Адрес: Hévíz-Balaton Airport Kft.

8391 Sármellék, Repülőtér 1.  

 

Полезные телефонные номера: 

  • Информация об аэропорте (регистрация, информации о полете) +36 83 200 304
  • Полиция аэропорта  +36 83 554 053
  • Таможенная служба аэропорта  +36 92 597 827
Расписание рейсов на 2014 год
Расписание рейсов на 2014 год

После вывода наших военных, аэропорт стал использоваться для пассажирских авиаперевозок. В 2008 году в связи с низкой загруженностью и неэффективностью работа международного аэропорта была приостановлена.

 

Начиная с 2011 года предпринимались активные попытки к его возрождению. И положительные результаты есть. Судя по расписанию на 2014 год, в настощее время аэропорт принимает рейсы из Берлина, Дрездена, Дюссельдорфа, Эрфурта, Фридрихсхафена, Гамбурга, Лейпцига, Москвы и Базеля. Из Москвы (Внуково) можно прилететь на Балатон авиакомпанией UTair (Ютэйр) и Yakutia (Якутия). Время прилета и вылета можно пссмотреть на расписании.

Авиаперевозчик ЮТэйр выполняет рейсы на Airbus A321 из Внуково (Москва) в 10.50 по воскресеньям с 23 марта 2014 года, а обратный вылет с Балатона в 12.50 (время указано местное). Время в пути составляет 2 часа 40 минут. Заявлен минимальный тариф в одну сторону – от 109 евро, а туда-обратно – от 209 евро.

 

В реалиях стоимость билетов гораздо выше. Пару дней назад поисковик дешевых авиабилетов выдал мне стоимость билета из Москвы на Балатон в одну сторону на 17 августа 2014 года  - 9122 рубля, туда и обратно (24 августа) - 23820 рублей. На сентябрь цены предлагаются пониже: туда и обратно (7 - 14 сентября) - 17 тысяч рублей.  

 

Понятно, почему это направление у самостоятельных путешественников не пользуется активным спросом, стоимость перелета высокая! Поэтому многие, в том числе и мы, летаем в Москву из Будапешта авиакомпанией - лоукостом Wizz Air. Добраться в Будапешт на автобусе или поезде из Кестхея не составляет труда и совсем недорого (меньше четырех тысяч форинтов). Времени тратится конечно больше, но экономия налицо.

 

А как вы предпочитаете добираться до курорта Хевиз и ближайших населенных пунктов на Балатоне? Поделитесь впечатлениями!

 

 


Write a comment

Comments: 17
  • #1

    Мила.. (Sunday, 13 July 2014 19:35)

    Спасибо Наталья, за интересную информацию...Мы выезжаем из Питера. Едем в Хельсинки, от туда летим в Будапешт, потом добираемся до автовокзала и на автобусе в Кестхей....Вылетаем в 9.30...и в Кестее мы в 17.00. Жаль, что нет рейсов из Питера в Хевиз...

  • #2

    Павел (Sunday, 13 July 2014 20:16)

    Мои московские друзья пытались в мае забронировать билеты по маршруту Москва-Хевиз, оказалось, билетов нет, все забронировано, даже на август-сентябрь. Так что за авиаперевозчиков печалиться не надо. Все рейсы забиты.

  • #3

    Железнова Наталья (Sunday, 13 July 2014 20:20)

    Мила, добрый вечер! А какова в вашем случае общая сумма транспортных расходов из Питера в Хевиз?

  • #4

    Татьяна Воронова (Sunday, 13 July 2014 21:24)

    Мы летали через Шармеллек ЭйрБалтиком, один раз через Киев, другой - через Ригу, каждый раз планировали остановку на сутки, чтоб отметить НГ в Киеве и посмотреть Ригу.
    Робинзон или 1000 дорог продают билеты на свои чартеры, но только на срок, кратный неделе. Аэропорт Шармеллека мне очень не понравился, слишком уж эконом-класс. На вылете нам не разрешили пронести в ручной клади 120 граммовую баночку гусиной печени, которую мы везли друзьям в Ригу. Я тогда ее лично сожрала без хлеба на глазах изумленной публики.

  • #5

    Юрий (Sunday, 13 July 2014 22:20)

    Когда летишь на самолете, главное долететь. Я думаю, у кого не получилось, жалели об экономии. Экономить лучше на другом. Летаем уже 3-й год "Австрийскими авиалиниями". За три года раз 10. Сервис на высшем уровне (правда с едой не очень, но это можно пережить). За каждый перелет начисляются бонусы. Билет "ред тикет" до Вены - от 4500 руб. Билеты есть всегда и именно по этим ценам. Даже к Рождеству цены не поднимаются (Аэрофлот задирает до 30 тыс. туда-обратно). Из Вены до Хевиза трансфер "1000 дорог" - 40 евро. Насчет записи в посольство в Москве. Если очень хочется и взяли билеты, подъезжайте без записи, там у калитки два охранника мужчина и женщина, если попросить, пропустят. Только никому не говорите. Удачи!

  • #6

    Алексей (Monday, 14 July 2014 07:26)

    Спасибо за статью , а я жил в той самой военной части 1982-1984 годах .В 2011 году был на том самом месте и даже в той самой квартире. Интересно почему не перестроили под нужды населения?

  • #7

    Железнова Наталья (Monday, 14 July 2014 08:25)

    Я тоже об этом думаю, почему венгры не стали использовать готовый жилой комплекс под гражданские нужды. И планируют ли в скором будущем сносить эти брошенные здания. Ответа пока нет..
    Что вы помните Алексей из той жизни в военной части? Поделитесь воспоминаниями с нами.
    Какие были отношения между военными и местными жителями?

  • #8

    Елена (Monday, 14 July 2014 21:31)

    У Веди групп есть чартер 250 евро туда-обратно с интервалом неделя, 270 евро с интервалом 2 неднли, 350 евро с интнрвалом 3 недели. Пока чартер заявлен с марта по октябрь, но вроде бы в скором будущем будет круглогодичный. Купили на него билеты впервые, летим через 2 недели. Раньше летали до Вены и брали в аренду машину.

  • #9

    Юрий (Monday, 14 July 2014 22:05)

    Венгры не стали использовать эту базу, потому что эта земля принадлежала Минобороны СССР, а теперь - Минобороны России. У бывшего Министра руки не дошли, а то бы не видать даже этого аэродрома.

  • #10

    Алексей (Monday, 14 July 2014 22:46)

    Мы уже 3 года приезжаем в Хевиз из Санкт-Петербурга самолетом до Вены. А оттуда трансфер до Хевиза. В итоге получается при бронировании билетов за 2-3 месяца на "Австрийских авиалиниях" 7400-7500 туда и обратно. Аналогично на "Россия". Плюс трансфер 100 Евро до Хевиза. В итоге получается и сервис на высшем уровне и удобно. (За исключением полета на "Россия". Не самолет, а скотовоз какой-то. Шаг между креслами такой, что ноги не согнешь и кормят бутербродами.

  • #11

    Алексей (Wednesday, 16 July 2014 07:11)

    Наталья, я о жизни помню мало совсем .А семья у меня прожила там 5 лет ,Отец служил офицером-наводчиком ПВО ,брат в школу ходил(русскоязычную). Население относилось хорошо, приглашали в гости, угощали фруктами , в части по разным делам так или иначе тоже были венгры .Как то Мама накормила одного венгерского солдата пельменями которые сама сделала, так он очень доволен был и благодарил долго. Хотя между советскими и мадьярами тогда был языковой барьер - отношение было просто замечательное (двусторонне). Что еще случилось с тех пор , теперь чаще бываю в Будапеште !

  • #12

    Александр (Friday, 18 July 2014 09:54)

    А зачем лететь до Вены, если, конечно, не специально? Из Москвы до Будапешта WizzAir улетит вас за какие-нибудь 25 евро. Мне даже посчастливилось однажды за 19 евро купить билет. Далее, из Будапешта от автовокзала на автобусе или с вокзала Дели на электричке. Дешево и очень удобно.

  • #13

    Людмила (Wednesday, 23 July 2014 17:56)

    Да, только этот отрезок дороги и вызывает грустное состояние Два часа назад вернулись с замечательной прогулки на Малый (KIS) Балатон. И так получается, что дорога из Кестхея лежит через Шармелек. Пока добирались туда ( в заповедник), конечно рассматривали грустные брошенные дома, которые явно обижены судьбой и совсем не вписываются в окружающие интерьеры. А вот на обратном пути, после чудесной прогулки, совсем не хотелось видеть грустных картин. Если Вы не бывали в этих природно уютных местах, советую, особенно с детьми, семьей и лучше на велосипедах Заодно музей и детский сквер посетите и на раскопки посмотрите и вообще отдохнете...

  • #14

    мила (Friday, 01 August 2014 16:23)

    Здравствуйте Наталья...прошу прощения, что не сразу отвечаю на ваш вопрос, так сложились обстоятельства...Наш переезд из Санкт-Петербурга + перелёт...всё вместе с метро и аэробусом и автобусом Будапешт - Кестхей...по стоимости получается равен 15.500 рублей на одного человека туда и обратно...

  • #15

    Некто, старик. (Saturday, 27 May 2017 19:00)

    С 1981 года по 86 год жил в гарнизоне Шармеллек. Это был один из самых уютных и благоустроенных гарнизонов. Не говоря уже о климате и возможности оздоровления и лечения. Рядом Болатон, Хевиз, Залакарош и еще многовсего полезного и красивого. Но, и это самое главное, мы были чужие на этом празднике жизни. Постепенно стали закручивать гайки и сначала намеками, а потом настойчиво запрещать встречи с венграми, самостоятельные путешествия по стране, велосипедные и даже пешие прогулки по окрестностям. Венгры не понимали таких перемен в отношениях. ВСЕМ НАХОДИТЬСЯ В ПРЕДЕЛАХ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ И БЕТОННОГО ЗАБОРА!!!. Конечно нарушали, ездили, ходили, покупки в магазинах Кестхея и Надьканижы продолжались. Аэродромная структура была превосходной, одна из лучших в ВВС. А потом всех, и нас и венгров предали и продали. Войска ушли, гарнизон, а это жилой комплекс из отличных домов, гаражи, магазины, телецентр, санитарная часть, склады, столовые, кафе, казармы и стадион, все осталось в отличном состоянии, но с наклеенными плакатами " затылком русского генерала". Венгры планировали создать аэропорт для пассажиров и терминал для грузовых перевозок, что открывало около 1.5 - 2 тыс рабочих мест, планировалось использовать жилые дома для новых сотрудников. Но тот кто эту кашу заварил планировал иначе. Планировалось разрушить экономику Венгрии, что и произошло, а в разрушенной стране, не нужны воздушные грузовые перевозки. Много чего произошло..... много чего не стало. Дома стоят как памятники предательства, и коварства западных ценностей. Недавно побывал в Шармеллеке, в гарнизоне, зашел в свою квартиру, где прожил 6 лет. Грустно!

  • #16

    Сергей (Tuesday, 04 June 2019 09:05)

    Прямой рейс из Москвы до Шермелек а был бы очень к стати на весь летний сезон и не было бы проблем с пассажирами только хорошая реклама думаю будет выгода авиаперевозчику. Прямой рейс до Хевиз просто КЛАСС!!!!!

  • #17

    Оксана (Thursday, 24 October 2019 20:02)

    Жили с родителями и сестрой в Шармеллеке в 1989 г, потом отца перевели в Дебрецене